Издательство КДУ
МГУ им. М. В. Ломоносова
Издательство КДУ
МГУ им. М. В. Ломоносова
Матюшкин Алексей Михайлович
(1927-2004)
Психолог. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1953). Специальность: психология. Участник Великой Оте чественной войны. Кандидат психологических наук (1961). Доктор психологических наук (1974). Скончался в 2004 году.
Профессор кафедры общей психологии факультета психологии (1978–1981). В Московском университете читал спецкурсы: «Психология мышления», «Психология одаренности».
Директор Института психологии РАО (1983–1990).
Академик АПН СССР (1990). Академик РАО (1993). Почетный профессор Международной ассоциации онто психо логии (1990). Член международной ассоциации «Одаренные дети» (Gifted children). Член ред кол легии европейского «Журнала высших способностей». Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1982–1992).
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейными медалями. Лауреат премии им. К.Д. Ушинского.
Область научных интересов: проблемы психологической структуры и методы экспериментального исследования мышления. Получил экспериментальные данные об условиях анализа и обобщения отношений в решении мыслительных задач. На основе психологических исследований творческого мышления разработал психологическое обоснование принципов проблемности в обучении; предложил психологическую классификацию проблемных ситуаций; сформулировал принципы, определяющие оптимальную последовательность проблемных ситуаций в обучении; определил соотношение проблемных и непроблемных форм обучения. Экспериментально показал психологическое значение проблемности как фактора творческого развития человека, особенно значимого для развития одаренных и талантливых учащихся на этапах школьного и вузовского обучения. Совместно с учениками экспериментально подтвердил положения о межличностном диалоге как общепсихологическом и социально-психологическом факторе, способствующем актуализации и развитию творческого потенциала одаренных и талантливых школьников и студентов в усвоении знаний и решении творческих задач, сформулированы принципы про блем но-диалогических методов обучения. В последние годы на основе разработанной концепции «Творческая одаренность» исследуются проблемы структуры и развития творческого потенциала человека, условия стимулирования и развития одаренных и талантливых детей на всех этапах обучения.
Тема кандидатской диссертации: «Мышление как решение задач». Тема докторской диссертации: «Про блемные ситуации в мышлении и обучении».