Издательство КДУ
МГУ им. М. В. Ломоносова
Издательство КДУ
МГУ им. М. В. Ломоносова
Володко Александр Михайлович
«Самолет – частный случай вертолета».
Автор этого ставшего широко известным в авиационных кругах изречения – ведущий специалист ЦНТУ «Динамика», полковник в отставке, доктор технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР Александр Михайлович Володко. За этими фактами – жизнь, в которой личное и профессиональное тесно переплелось с историей времени и страны. Как это часто бывает именно в России: вместо биографии – судьба.
После окончания школы с золотой медалью Александр Володко поступает в Военно-воздушную инженерную Академию им. Н.Е.Жуковского, где увлекается необычным для того времени (начало 50-х годов) летательным аппаратом – вертолетом. Единственный на курсе защищает дипломный проект по военно-транспортному вертолету под руководством выдающегося авиаконструктора М.Л. Миля. После окончания учебы с отличием – служба в авиаА.М.Володко, ЦНТУ Динамикационной части Дальневосточного военного округа, откуда он поступает уже в адъюнктуру Академии. Защитив кандидатскую диссертацию по вертолетной тематике, А,М.Володко начинает научно-практическую деятельность в 13 Государственном научно-исследовательском институте эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (13 ГНИ МО РФ), где последовательно занимает должности старшего научного сотрудника и заместителя начальника отдела, начальника вертолетного отдела, начальника управления армейской авиации. После увольнения в 1993 г. в отставку в воинском звании полковника – работа в этом же институте в качестве ведущего и главного научного сотрудника.
Основным направлением научной деятельности А.М.Володко становится обеспечение безопасности полетов и боевой живучести отечественных вертолетов. Еще с конца 60-х годов для решения этой проблемы им разрабатываются и успешно применяются при расследовании и профилактике авиационных происшествий методы математического моделирования динамики полета вертолетов в особых ситуациях, создаваемых отказами авиационной техники, ошибками пилотирования и воздействием внешних неблагоприятных факторов. На основе этой эффективной методологии устанавливаются причины целого ряда авиационных происшествий с вертолетами типа Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ка-25, Ка-27. Более того, вскрываются имевшие место конструктивные и производственные недостатки, типовые ошибки в технике пилотирования вертолетов. Авторитет, накопленные опыт и знания позволяют ему на протяжении многих лет возглавлять секции надежности и безопасности полетов в макетных комиссиях, государственных и войсковых испытаниях вертолетов Ми-24, Ми-26, Ми-34, Ка-50.
Огромного напряжения сил требовало участие в работе комиссий на местах авиационных происшествий с вертолетами во многих регионах нашей страны и в странах бывшего Варшавского договора. Отдельная тема здесь – Афганистан. Трагедия этой войны, опалившая жизнь целого поколения, оставила неизгладимый след в судьбах и памяти многих ее участников и очевидцев. Боевые действия в сложной горно-пустынной местности Афганистана, как и во всех локальных конфликтах XX века, велись с массированным применением вертолетов. Эффективность их использования должна была оцениваться исключительно на основе объективных критериев и фактических данных. В 80-х годах А.М.Володко возглавляет оперативную научную группу 13 ГНИМО РФ, обобщавшую опыт боевого применения, летной и технической эксплуатации, надежности, безопасности полетов, живучести и восстанавливаемости наших вертолетов в Афганистане в период ведения боевых действий. Это была воистину трудная работа. Именно в Афганистане прошли всестороннюю проверку боевые и эксплуатационные качества наших серийных вертолетов, разработаны способы расширения их боевых возможностей, заложены концептуальные основы нового поколения боевых вертолетов.
Значительный вклад, который внес А.М.Володко в повышение эксплуатационной надежности и эффективности применения отечественных вертолетов, в освоение новых типов этих воздушных судов, получили признание не только в кругах научной общественности. Подтверждение тому – многочисленные награды: орден Красной Звезды и орден Почета, 10 медалей, несколько почетных знаков.
Итогом многолетних исследований А.М.Володко стало около 500 научных работ и публикаций, в том числе 15 книг, 10 из которых изданы центральными издательствами, две – переведены в США и Китае. Им подготовлены в качестве научного руководителя 13 кандидатов и один доктор технических наук. Его популярные книги, учебно-методические пособия и статьи уже почти четверть века используются для обучения и подготовки российских вертолетчиков.
Источник: ЖУРНАЛ «ФОРУМ» 1' (1) 2008