Новости
автор: admin

Анкета участника конференции

Санкт-Петербургское философское общество Факультет философии и политологии СПбГУ Конференция «Какая философия науки нам нужна?» Санкт-Петербург, 8-9 июня 2007 года.  Результаты анкетирования предполагается использовать в работе круглого стола «Этика науки», на котором будут обсуждаться проблемы Этического кодекса ученого. Заполненные анкеты просьба отправить ........ 

 

Ответы В.И.Курашова:

1. Какова роль науки и научного сообщества в современном обществе?

По сути – определяющая, наряду с искусством и религией.
Но в массовом сознании, формируемым  СМИ, наука вытесняется мракобесами и шарлатанами (экстрасенсами, «целителями»,  астрологами и прочей нечистью).

2. В чем состоят обязанности ученого перед обществом?

Общество пользуется знаниями и исследованиями ученых и многим обязано ученым, однако положение таково: ученый-конструктор  - разработчик коробки передач - передвигается пешком и отдыхает не за морями.

3. Каковы обязанности ученого перед наукой?

В смертный час он должен подписаться под каждым своим трудом (дело не в ошибках, а в отсутствии лукавства) – это максимум. Современный минимум  - это не «бацать» диссертации для власть и деньги имущих.

4. В чем для Вас состоит профессиональный долг?

Реализовать творческие задатки, данные Богом.

5. Ограничивают ли перечисленные обязанности свободу научного творчества?

Свободу научного творчества можно ограничить только самому себе,  никем  извне она  не ограничивается.

6. Существуют ли нравственные запреты в научной деятельности (перечислите их)?

В познании мира запретов нет, а если бы  и были, то они бездейственны. Нравственные запреты есть и должны быть лишь в применении знаний. Конечно, отдельный вопрос – это запреты на нанесение вреда человеку и всему живому в неких «научных» экспериментах (пример фашистской Германии).

7. Как соотносятся корпоративные и нравственные ценности в научном сообществе?

Нравственность, мораль, как и Истина - едины для всех и в любой ситуации.  Вошедшее сейчас в оборот словосочетание «корпоративные вечеринки» и т.п. в моем понимании, отдает чем-то механически-безнравственным. «Мы приземлимся за столом, поговорим о том - о сем» - это не корпоративная вечеринка, а встреча друзей.

8. Образование и наука: единство или противоречие?

Не первое и не второе.  Они и связаны,  и автономны. 

Мой афоризм:

Школа и жизнь. Школа — это «Восток», где истинно то, что изрекает учитель; жизнь — это «Запад», где непрерывно идет переоценка всех ценностей. Поэтому Школа есть школа, а Жизнь есть жизнь, и никогда им не сойтись.

Приблизительно так же и с наукой, хотя наука ближе к Школе.

 

9. «Коммерциализация науки»: за или против?

Против. Все лучшее делается только подвижниками.

Мой афоризм:

● Научно-познавательная продуктивность ученого обратно пропорциональна количеству грантов, которые он получает.

Пояснение. Первый в мастерстве по кровле жестяных крыш уступает первому в кладке русских печей, первый в мастерстве химического синтеза уступает первому в спектральных исследованиях вещества, первый в технологии получения грантов на исследования в данной области уступает первому  в познавательной деятельности в этой же области.

Как зачастую отчитываются по грантам?

Старыми заделами, наспех выполненными исследованиями и компиляциями.

10. В каких понятиях для Вас раскрывается нравственный идеал современного ученого?

Нравственный идеал для  христиан – Иисус Христос, для  мусульман – Мухаммад,  для  атеистов – Владимир Ильич.

 

Опубликованно с согласия автора - ответчика.