Новости
автор: admin

О рестврации фресок Микеланджело

Гращенков Виктор Николаевич о рестврации фресок Микеланджело в Сикстинской капелле

Небольшой отрывок из книги История и историки искусства

.. [фрески] подстерегала... опасность, связанная с новейшим применением радикальной промывки красочной поверхности, пришедшей на смену более щадящей mezza pulitura. Подобная практика в конечном счете приводит к искажению и обеднению колористического строя и световой моделировки форм, огрублению рисунка и оплощению пространственных эффектов. Фрески выглядят светлыми, яркими, бевоздушными. В них есть нечто олеографическое. Фигуры и объемные предметы почти лишены теней, а окружающая их среда, как и пейзажные фоны, частично утрачивает живую детализацию, становится более условной. Результаты столь решительной реставрации производят ошеломляющее впечатление. И при этом нас пытаются заверить в том, что измененному почти до неузнаваемости памятнику чуть ли не вернули его первозданный облик, что реставраторы лишь убрали многократные чужеродные записи и поновления, вековые наслоения копоти и грязи.
Однако все обстоит не так просто. Пример тому — недавняя реставрация (1984-1988) многострадальных фресок Мазаччо и Мазолино в Капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине. Столь же спорной представляется одновременная реставрация фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, осуществленная в 1980-1993 годах. И мы не хотели бы присоединиться к хору славословий по поводу этих "реставраций века", одна из которых финансировалась могущественной корпорацией Оливетти, а другая — Японским национальным телевидением. Со страхом думаешь о том, что произойдет с фресками флорентийских и умбрийских мастеров XV века, украшающими стены Сикстинской капеллы. В 1965-1974 годах они были подвергнуты щадящей и вместе с тем хорошей реставрации. Совсем недавно начата компания по по их "поновлению". Можно опасаться, что она будет радикальной и беспощадной по отношению к старой живописи.
Хорошо известно, что стенная роспись, выполненная по сырой штукатурке в технике buon fresco (чистой фрески), нуждается в той или иной степени в поправках и завершении, осуществленных иным способом после просыхания штукатурки. Такие поправки (pentimenti) должны были колористически объединить участки (giomate) верхнего слоя штукатурки (intonaco), расписанные "по-сырому" на протяжении нескольких или даже многих рабочих дней. На этом этапе дорабатывалась светотеневая моделировка форм (особенно в изображении нагих тел), усиливались тени, отбрасываемые фигурами, корректировались некоторые детали. Частично такие поправки, после смачивания необходимых участков штукатурки, выполнялись в технике fresco secco, близкой к технике чистой фрески и потому обеспечивающей их стойкость за счет кальцинации красочного пигмента. Но часть поправок и наложение некоторых красок, включая золото, осуществлялась в технике a secco, то есть "по-сухому", — не на водной, а на клеевой основе. Такие краски оставались тонкой пленкой на поверхности штукатурки, не образуя с ней органического единства. Со временем они легко могли быть утрачены.
Именно эти красочные утраты были предметом забот ранних реставраторов, как и промывка всей поверхности фрески от накопившейся на ней грязи.
Можно лишь вообразить, в каком виде были фрески Капеллы Бранкаччи, покрытые копотью после пожара церкви в 1771 году, и каких усилий и потерь стоило их восстановление нескольким поколениям реставранторов. То, что осталось от их деятельности, должно было неизбежно отличаться от первоначального состояния росписи. Последняя реставрация (последняя ли?) еще больше усугубила эту трагическую трансформацию памятника, когда далеко не безобидным моющим раствором были дополнительно уничтожены те авторские поправки и прописки, которые были сделаны "по-сухому".
Фрески люнетов и свода Сикстинской капеллы тоже не раз подвергались реставрации. Принято считать, что во время одной из них, скорее всего в начале XVIII века , фрески были проклеены, чтобы усилить звучность красок, угасавших под слоем грязи и копоти. Главный критик нынешней реставрации Джеймс Бек считает, что слой клея, частично покрывавший поверхность росписи, был основой тех поправок "по-сухому", которые делал сам Микеланджело. Современные реставраторы растворяли этот клей довольно агрессивным водным раствором, накладываемым на клеевую поверхность фресок на три минуты. После полной ликвидации клея смывались старые записи и старая грязь. Но вместе с ними неизбежно, частично или полностью, исчезали еще остававшиеся авторские поправки, нанесенные "по-сухому". Утверждение о том, что вся роспись на 90-100% выполнена в технике чистой фрески, не выдерживает серьезной критики. Сегодня мы видим живопись Микеланджело утрированно обнаженной в ее первооснове al fresco, без тех колористических поправок, которые в действительности определяли ее истинный красочный слой, гармонизируя и обогащая его. Так же, как прежде ошибочно полагали живопись Микеланджело подобием "раскрашенной скульптуры", так и ныне ошибочны восторги по поводу впервые открытого в Сикстинской капелле и ранее не ведомого экспрессивного Микеланджело-колориста. В качестве дополнительного аргумента в пользу новейшей реставрации указывают на прямое сходство современного колорита люнетов и сводов Сикстинской капеллы с палитрой и живописной манерой флорентийских маньеристов Россо Фьорентино и Понтормо, видя в них прямых последователей Микеланджело. Но ведь и их живопись, прежде всего в алтарных картинах, предстает перед нами обнаженной, лишенной своего первоначального покрова.
Эта проблема "покрова" который у итальянских авторов с давних времен назывался velatura, представляется нам чрезвычайно важной для правильного суждения о живописи старых мастеров....

 

фрагменты с утратами после реставрации:

Пазуха свода Иессея до и после реставрации. Глаза теперь отсутствуют, как и на многих других фигурах, особенно среди прародителей. Доминирующая черта многих фигур, глаза во многих случаях были, по-видимому, нарисованы в «буон фреско». Везде, где они были не нарисованы в «буон фреско», а добавлены «а секко», они были удалены реставраторами.