История русской риторики
Что есть риторика? Конечно, все мы вышли из одной колыбели – античной цивилизации, которая была на той древней земле, которая принимает нас сегодня, и большинство из нас наизусть знает суждения Аристотеля, Платона, Цицерона, Квинтилиана и других известных риторов. «Риторика – искусство находить способы убеждения», Rhetorica est ars bene et ornate dicendi и т.д.
Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и законы построения речи, предлагает практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Русские классические ученые писали: «Предмет риторики есть речь» (Зеленецкий, 1851); «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли» (Н.Ф.Кошанский, учитель Пушкина, 1829).
Риторика – искусство речи. Искусство развивает умения, совершенствует способности и таланты, которые есть в каждом человеке. Занятия риторикой помогают овладеть речевым мастерством. Ср. определение Ломоносова: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Риторика – учение об убедительной, украшенной, эффективной и уместной речи. Это главные качества совершенной речи, на комбинациях этих эпитетов к хорошей речи обычно и строятся определения риторики. В конце концов, риторику можно определить как учение о совершенной речи.
Прикладные задачи риторики:
- устройство, организация речевых коммуникаций всего общества. Риторика изучает не только ораторское искусство, но все виды слова. Слово сопровождает нас повсюду, поэтому современная филология и риторика должны изучать все роды и виды словесности: от речи в быту и семье до новых видов речевых технологий, включая СМИ, Интернет, мобильную связь.
- воспитание личности через речь. Только с помощью слова возможны научение, передача знания, педагогическое общение. Слово – инструмент воспитания и образования человека.
- «Развитие языка, его культурная полнота и насыщенность есть … источник общественного прогресса. Пути прогресса зависят от прогресса языка» (Ю.В.Рождественский). Филолога-ритора интересуют язык – речь – слово как инструмент общения и орагнизации всей человеческой жизни. Поэтому «стиль речи – стиль жизни».
Об истории русской риторики.
Изучение времени создания учебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь с изменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическими преобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагает образ мысли и слова, она прямо связана с политикой, идеологией, экономикой и общественными преобразованиями. Создание новых учебников риторики, словесности, стилистики и культуры речи, как и появление новых наук, описывающих общественную речь, всегда приходится на время активных преобразований в жизни российского государства.
Эти периоды преобразований случаются с определенной последовательностью или цикличностью. Каждый период - продолжительностью около 60-ти лет, когда совершается этот круг: 1) революционная перестройка стиля жизни и речи; 2) время созиданий и преобразования; 3) время стабильности; 4) время критики и сомнений, готовящее очередную революционную перестройку. Каждая часть такого периода имеет продолжительность около 15-ти (до 20-ти) лет.
Периодизация истории русской риторики в связи с историей русского общества такова:
1620-1690/95 годы – допетровский период, когда наиболее популярной была первая русская «Риторика» 1620 года, изучавшаяся вместе с другими свободными мудростями: грамматикой и диалектикой;
1690-1745/50 годы – петровский период, когда утвердились руководства, написанные в раннее петровское время (С.Лихуд, М.Усачев, и др.);
1745/50 – 1790/1800 гг. ломоносовский период с господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма;
1800 – 1850/60 годы – расцвет русской ученой риторики, когда главными считались руководства А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского и риторика понималась как учение о мысли и слове, построении прозаической речи;
1850/60-1917/20 гг. – период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее из состава преподавания. Именно в середине 19 столетия была провозглашена идея о том, что риторика не нужна, а главным творцом языка является поэт-художник слова. Развивалась великая русская художественная литература, которая имела огромное влияние на общественное мнение. Но для других видов слова это имело отрицательное значение. В гимназиях преподаются теперь русский язык и словесность, понимаемая как художественная литература.
1917/20-1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. Наша перестройка возродила риторическую борьбу и дала яркие фигуры новых ораторов. К сожалению, у неё не было ясной философско-этической основы. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.
С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет). С 2000 года начинается утверждение этого стиля мысли, речи и жизни, которое сопровождается реформами в образовании, появлением целого ряда новых речевых наук (связи с общественностью, информатика, имиджелогия, коммуникативистика и мн. др.). Развивается и риторика, приобретая очертания всеобъемлющей фундаментальной науки о мысли и речи, всей совокупности видов слова в развитом постинформационном обществе.
Развитие современной риторики будет связано с тем, каким философским, нравственным, эстетическим содержанием наполнится данная наука. Благополучие общества и личности будет зависеть от того, как современный русский человек научится пользоваться всеми видами общественно-речевой коммуникации.
У нас здесь очень много проблем: они могут быть решены только на оптимальной риторической основе.
Риторическое образование - одно из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, имеющих целью формирование и воспитание хорошей и грамотной, убедительной и эффективной речи. В 1997 году была создана Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики. В настоящее время она объединяет 17 региональных отделений и насчитывает более 450 членов. Ассоциация проводит ежегодно в конце января Международные конференции, как правило, в Москве, но предыдущая была в Астрахани, следующая - в Московском педагогическом гос. университете, а через год – в Санкт-Петербургском горном институте. Ежегодно выпускаются сборники трудов.
Попробую кратко описать основные российские научно-педагогические «риторические школы». Каждая из них имеет свои идеи и методологические подходы – мне кажется, вам будет любопытно познакомиться с «географией» российской риторики.
Итак:
1. московская филологическая школа (МГУ им. М.В.Ломоносова). Основатель школы – Ю.В.Рождественский (1926-1999), преподававший риторику в вузе, школе и на различных курсах с начала 70-х годов. В рамках данной школы написаны около полусотни диссертаций, в том числе, по истории русской, американской, французской, немецкой риторик, а также проанализирован опыт преподавания риторики.
Концепция Ю.В.Рождественского полнее всего отражена в последних монографиях «Теория риторики» и «Принципы современной риторики». Ю.В.Рождественский исходил из следующих идей: Речь есть инструмент управления обществом. Стиль речи формирует стиль жизни общества. Для того чтобы построить благополучное общество, необходимо воспитать активного речедеятеля-гражданина, умеющего владеть разными видами слова в новом информационном обществе.
Риторическая педагогика оценивалась Ю.В.Рождественским как сложнейшая проблема, связанная с общим пониманием предмета риторики и методикой его преподавания. «Сложность обучения прозаической речи, - писал Ю.В.Рождественский, - состоит в том, что без одновременного изучения жизни это может превратиться в краснобайство… Ораторами и писателями становятся в социальной жизни, в обучении прозаической речи мы обучаем владению оружием, а оружием владеет и рыцарь и разбойник. …Поэтому обучение риторике одновременно есть обучение этике».
2. московская педагогическая школа. Так называемое школьно-педагогическое направление представлено трудами группы учёных, работающих на кафедре риторики и культуры речи учителя Московского государственного педагогического университета под руководством проф. Т.А.Ладыженской. Ученые этого направления разработали школьную риторику, создали комплекс учебников по риторике для 1-11 классов.
3. У нас имеется множество оригинальных учебников риторики, созданных начиная с 90-х годов. Наиболее удачным должен быть признан учебник А.К.Михальской «Основы риторики. Мысль и слово», которым с успехом пользуются не только в школе, но и в вузе. Успех учебнику принесла оригинальная концепция, базирующаяся на классических знаниях и развитая в связи с современными потребностями обучающейся молодёжи. Нельзя не упомянуть учебники С.Ф.Ивановой («Введение во храм Слова», «Говори!.. Уроки развивающей риторики») характеризуют размышления над духовно-нравственной сущностью Слова и исключительное внимание и вкус к отбору текстов, обобщение огромного опыта по преподаванию риторики.
4. Пермская школа риторики диалога. Основатель – руководитель Западно-Уральского Учебно-научного центра доц., к.ф.н. Минеева С.А.. Этот центр рождался как учебно-научное учреждение, объединяющее педагогов-новаторов с целью распространения и пропаганды риторики в нашей стране в ранние годы перестройки. Для ЗУУНЦ характерна особая концепция «риторики диалога». Ежегодно проходят Летние школы по подготовке учителей риторики – на них подготовлены боле тысячи педагогов-риторов.
5. Красноярская школа культуры речи имеет давние сложившиеся традиции в преподавании речеведческих дисциплин в вузе и школе. Её основателем является проф., зав. кафедрой общего языкознания и риторики А.П.Сковородников. Данное научно-педагогическое направление разрабатывает риторику как нормативную стилеречевую дисциплину, его представители выпустили словари «Культура русской речи», «Экспрессивно-стилистические средства речи».
6. Воронежская школа речевого воздействия. «Наука о речевом воздействии, - пишет основатель школы проф. И.А. Стернин – интегральная наука, объединяющая целый комплекс знаний смежных наук: традиционной лингвистики, психолингвистики, коммуникативной лингвистики, риторики, психологии, теории массовой коммуникации, связей с общественностью, конфликтологии и т.д.».
Далее только перечисляю:
7. Саратовская школа стилистики речи.
8. Петербургская театрально-риторическая школа.
9. Екатеринбургская школа речеведения.
10. Астраханская школа политической риторики (там написан ряд диссертаций по политической риторике, хотя данной темой занимаются активно и в МГУ имени М.В.Ломоносова на факультете гос. управления, и в нашем Институте русского языка имени АС. Пушкина).
Выше перечисленными работами далеко не исчерпывается российский опыт разработки риторической проблематики, поэтому стоит говорить о многообразии риторических концепций в России.
Совершенно особая тема – практическое преподавание риторики в России. У нас есть сегодня множество риторических школ, фирм, компаний, которые занимаются обучением публичной речи. Они проводят тренинги (не всегда высокого (хорошего) качества, но за высокие (хорошие) деньги. Преподаватели университетов также ведут такую обучающую деятельность, например, у нас создан Риторический центр «Златоуст», ведутся Летние и Зимние школы по преподаванию риторики и русского языка на риторической основе.
Наконец, главное, о чём мне хотелось бы рассказать нашей компетентной аудитории (вы сами решите, хвалить меня или критиковать) – наши исследования иностранного (зарубежного) опыта.
Прежде всего, хочу сказать о русском менталитете (национальном характере), который в некотором смысле парадоксален (антиномичен, противоречив). Мы ощущаем себя великой нацией (Великой Россией), в то же время мы охотно всё копируем, заимствуем, «любим» всё иностранное, мы – переимчивая нация... Когда мы берём всё лучшее, как было в 18-19 веках и активно творим своё собственное, тогда получается благой результат – так было, кстати, с учебниками риторики, которые переводились с латинского, немецкого, французского. Когда происходит слепое копирование всего подряд (как было в перестройку и часто случается сегодня в наших СМИ), результат – печальный.
Итак, изучение иностранного опыта чрезвычайно много дало русской культуре и науке, причем не только опыта европейского, но и восточного (китайского и индийского).
Буду говорить конкретно.
Я вспоминаю 1976 год, когда в Московском университете защищалась диссертация Ольги Брынской «Основные характеристики новейшей американской риторики». С большим интересом мы узнавали, что жизнь американского общества организована по риторической модели, что американская нация потому так процветает и предлагает миру свой стиль мысли и поведения, что она риторически активна.
Мой друг Вадим Радченко написал в те годы «Историю ораторского искусства в США». Мой американский ученик и друг Боб Майерсон, когда я его побудил заниматься риторикой, выписал с Родины учебник «Communication and Leadership program» и организовал в Москве три общества «Toastmaster International». Мои студенты факультета иностранных языков Московского университета перевели его на русский язык, и мы успешно осваиваем американский опыт.
Особенно популярен в России учебник Дейла Карнеги, что имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.Огромный интерес вызывает в России японская теория языкового существования, представляющая собой опыт рационального построения жизни общества через оптимально организованные коммуникативные связи всех членов общества. Сущность данной теории заключается в рассмотрении действий каждого члена обществ с точки зрения эффективности речи и трудовой нагрузки. Японская культура создала особый тип языковой личности, эффективно и грамотно выстраивающей свое общение в разных видах речевых контактов.
Мы с большим вниманием осваиваем французскую риторику, которая имеет колоссальные исторические традиции. В 1985 году одновременно со мной защищала кандидатскую диссертацию Наталия Безменова по истории французской риторики. В ее работе последовательно описаны риторические труды французских авторов (а часть памятников переведена), начиная с французского Средневековья. Два года назад была переведена «Риторика» Пьера Лами. Примером нашего интереса к французскому опыту ХХ века может быть недавно защищенная в Московском университете диссертация по риторике публичных выступлений Ле Пэна и де Голля.
Конечно, существуют огромные культурно-научные связи между Германией и Россией. Нас чрезвычайно интересует развитие современного немецкого языка и культуры (полагаю, что наилучшим специалистом является Лидия Лобанова, зав. кафедрой иностранных языков исторического факультета МУ, автор нескольких критических книг по теории толерантности и политкорректности). В России переведены несколько практических риторик, в частности, «Риторика» Леермана.
Имеется ряд классических тем, требующих продолжения исследования: так, меня чрезвычайно интересуют «Риторика» Ломоносова, который перевел ряд глав у Вольфа и французских иезуитов Косена и Помея - до сих пор особенности этого перевода и ломоносовских дополнений не выявлены. Могу сказать, что в рамках школы Ю.В.Рождественского было написано исследование по риторике Готшеда.
Не могу не сказать несколько слов о Китае. Как известно, в Китае не могло быть риторики, потому что это - иная цивилизация, однако многие идеи универсальны и типичны для западной и восточной культур. Такова теория логосического происхождения языка, то есть создания мира некоей духовной силой (в христианстве Слово-Бог, в даосизме – путь-дао), которая затем проявляется в способности творить Словом культуру и образование (в Европе – Слово-Логос, в Китае это – вэнь). Наш взаимный интерес давно известен, но известно и то, как трудно понять особенности другой цивилизации. Нами изучаются различные сочинения по стратегии речевого поведения, существовавшие в Древнем Китае. Наши современные контакты интенсивны: в мае мой китайский ученик Ван ци из Сианьского университета защитил в нашем институте диссертацию по истории русских слов «язык – речь – слово» на материале русских риторик. В Китае написана коллективная монография «Русская риторика: история и современность».
Наконец, об Италии. Италия, как и Франция, - «мекка», «земля обетованная» для русского человека. Итальянцы, как и немцы, очень много сделали для истории русского образования. К сожалению, мы больше знаем об итальянской классике, нежели о современном состоянии теории итальянской риторики. Так, мой друг декан факультета искусств Московского университета имени Ломоносова Александр Лободанов сказал, что ему известны итальянские риторики 15-16 веков. Кстати, Лободанов – основатель первой в России кафедры итальянского языка. Чтобы показать вам интерес, который мы испытываем к итальянской культуре, я привёз вам в подарок монографию Лободанова, где имеются статьи о русских переводах итальянских поэтов Данте и Петрарки, а также статьи на итальянском языке об итальянской литературе.
В заключение мне хочется сказать, что мы живём в мире интенсивных речевых контактов с новыми формами речевого взаимодействия: массовая коммуникация, Интернет, мобильная связь, новые речевые технологии меняют современный мир до неузнаваемости. Тем не менее, мы ходим по той же земле, дышим тем же воздухом, мы так же, как и наши предки, нуждаемся в любви, взаимном внимании и понимании. Это возможно только в том случае, если люди 3-го тысячелетия будут знать свою историю, культуру, науки и искусства – как свои национальные, так и зарубежные.
Я уверен, что Международное общество истории риторики имеет огромные возможности для реализации этих пожеланий, и оно воплотит их в действительности.
В.И. Аннушкин, ДОКЛАД 24 июля 2010, БОЛОНЬЯ