Новости
автор: admin

Печать по требованию. Сервисы для издателей.

Эксперты предсказывают скорую «голливудизацию» книжного рынка, когда небольшое число крупных издательств выпускает многотиражные бестселлеры, а за ними следует «длинный хвост» мизерных тиражей остальных книгоиздателей, которым печатать традиционным способом становится уже невыгодно.

Перед небольшими издательствами встаёт вопрос: «Как удовлетворить запросы узких читательских групп с наименьшими затратами и наибольшей производительностью?» Особенно актуальна эта проблема для рынка научной и специальной учебной литературы.

Каков же выход для издателей вузовских учебников? Один из возможных – печать по требованию. Об одном из её нестандартных, но вполне удачных вариантов мы попросили рассказать Генерального директора Книжного дома «Университет» Виктора ЧЕПЫЖОВА.

— В каком направлении сейчас развивается Ваше издательство? Какие задачи Вы ставите перед собой в условиях сегодняшнего рынка учебной литературы?

— Приоритетное направление – развитие печати по требованию, причём мы рассматриваем её в нетрадиционном виде. В принципе, в России вообще нет классической печати по требованию, когда в магазине стоит аппарат, к нему подходит человек, которому нужна книга, выбирает издание, платит каким-то образом деньги, и книга при нём печатается. У нас есть разные сервисные площадки, осуществляющие печать по требованию, но, по сути, на книги просто собираются заказы, затем они печатаются и в течение недели доставляются заказчику.

Мы же рассматриваем печать по требованию не с точки зрения «читатель – книга», а как вариант «издатель – тираж», т.е. с позиции производства книг для издательств. Сегодня уже всем понятно, что одна из тенденций – резкое падение сбыта любой литературы, в первую очередь университетской. По нашим данным, в среднем за 2011–2012 гг. продавалось около 300 экземпляров одного наименования. В этой ситуации не может идти речь о больших тиражах, и даже печать 1000 экземпляров уже нерентабельна. Приходится рассматривать меньшие объёмы. Поэтому мы перешли на систему печати книг ровно в тех количествах, в которых они нужны на данный момент времени. Сейчас наш средний запас книг на складе, в зависимости от расходимости, – 50–200 экземпляров каждого наименования.

Для воплощения этой стратегии у нас есть необходимое полиграфическое оборудование высокой производительности и низкой себестоимости изготовления заказа. В результате мы производим конкурентоспособный товар, и наши цены зачастую ниже, чем на книги, напечатанные классическим офсетным способом.

Следующий шаг – расширение ассортимента, для этого мы начали привлекать сторонние издательства. С некоторыми мы работаем уже несколько лет, с рядом издательств только заключены договоры. Технология взаимодействия налажена, в итоге и издательства, и покупатели довольны.

— Кто при таком подходе занимается реализацией – Ваше издательство или издательство-партнёр?

— По-разному, это можем делать и мы, и другие издательства. По сути, происходит следующее. Мы печатаем книги и передаём их на склад. Со склада книги можем забирать мы, а может и издательство, чьи книги мы печатаем. Есть издательства, которые полностью передают нам право реализовывать литературу, они распространением не занимаются, и им удобно, что мы не только печатаем книги, но и продаём их. За десятилетнюю историю нашего издательства мы наладили достаточно каналов сбыта: это и все московские магазины, и вузы, как московские, так и региональные, и библиотеки - охват практически полный. Есть, конечно, и такие издательства, которые сами предпочитают контролировать существенные для них каналы сбыта.

— А каковы критерии отбора книг?

— Критерии различны. В приоритете – известность автора и качество контента. Если это учебник, то он должен соответствовать учебным дисциплинам или иметь свою конкретную и стабильную аудиторию. Грифы при этом не так важны, есть масса примеров, когда негрифованные учебники имеют очень высокий уровень качества изложения материала, а значит и востребованности, и наоборот.

— Расскажите об условиях взаимодействия со сторонними издателями, каковы обязательства?

— Первостепенное и самое главное обязательство издательства – наличие у него исключительных прав. По соглашению сторон нам должно быть передано право производить издание на нашей полиграфической базе. Это не обязательно должен быть лицензионный договор. Со стороны издательства книга должна быть качественно подготовлена, если это будет «сырой» материал, то, скорее всего, он будет отложен. Это стандартные условия для любой типографии, в чьей роли мы в данном случае выступаем. Иногда бывает так, что мы можем взять книгу в рукописи, у нас есть команда, позволяющая подготовить качественный макет, но это предполагает вложения, а значит, материал должен нас заинтересовать.

— Как выстраивается ценообразование на книги? Какова себестоимость печати стандартного учебника?

— Мы проводили сравнительный анализ стоимости: если книга печатается в какой-то региональной типографии тиражом в 1000 экземпляров со стандартной системой ценообразования, то у нас получается примерно такая же отпускная цена при тираже от 50 экземпляров. А значит, маленький тираж уже оправдывает затраты.

— В каком формате Вам передают оригинал-макет?

Здесь возможны варианты. Как я уже говорил, чаще всего мы берём готовый оригинал-макет в pdf-формате и подгоняем его под требования нашей типографии. Если с партнёрской стороны нет специалиста, который мог бы подготовить материал к печати, но книга нам важна, то мы сами верстаем, редактируем. Фактически это не увеличивает конечную стоимость, потому что в таком случае мы изначально рассчитываем на тираж не 50 экземпляров, а существенно больше.

— Как при этом решается вопрос с авторскими правами?

— Заключается лицензионный договор – либо с издательством, либо с автором.

— Какие отчисления получает правообладатель, какова схема их начисления, каков процент роялти для автора?

— Процент роялти – классический. Поскольку мы работаем с издательствами, то следуем тем правилам, которые заведены в их практике.

— С появлением электронных библиотек немало проблем возникало с правомерностью сделок: издатели попросту не имели прав на  распространение электронных копий, сейчас ситуация несколько улучшилась. А как обстоят дела в этой части с правами на печать по требованию?

— Здесь всё очень просто: либо у издательства есть право печатать книги в режиме по требованию, либо нет. Насколько я знаю, сейчас многие заключают с авторами договоры, содержащие пункт об издании книги любыми тиражами, в любом виде.

Журнал "Университетская книга". Ноябрь.  2012.

Интервью с директором издательства КДУ Чепыжовым Виктором