Новости
автор: admin

Русская одежда – терминология

В издательстве КДУ вышла книга Юлии Степановой посвященная истории древнерусского костюма.

Представляем вашему вниманию извлечение из книги – словарь, описывающий русскую одежду.

Аксамит – плотная ворсистая ткань из шелка и пряденой золотой или серебряной нити. Термин встречается в письменных источниках XV–XVII вв.

Алам – в XIII–XV вв. украшение женской одежды, предположительно, нашивка из драгоценных металлов, камней и жемчуга, с золотным и серебряным шитьем.

Алтабас – шелковая ткань, поверхность которой заткана тончайшей металлической проволочкой, употреб-

лялся в XV–XVII вв.

Армяк – кафтан, сшитый из армячины – ткани из верблюжьей шерсти.

Атлас – плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью.

Бармы – нагрудное украшение из золота, с медальонами, символ великокняжеской власти. Упоминаются в завещаниях XIV в. наряду с другими инсигниями – золотой шапкой и золотыми поясами.

Бархат – ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Упоминается в письменных источниках XV–XVII вв. Использовались различные сорта бархата, например, «рытый» бархат с высоким ворсом.

Башмаки – вид обуви, термин встречается в источниках XVI–XVII вв.

Брюкишна – одежда из сукна сортабрюкиш: «юбка брюкишна», «шубка рудожолта брюкишна», «однорядка лазорева брюкишна»; термин встречается в документах XVI-XVII вв.

Бугай – в XII–XV вв. меховая верхняя одежда.

Бязь – тонкая хлопчатобумажная ткань, упоминается в источниках XVII в.

Венец – женский драгоценный убор.

Венок – женский головной убор, в виде обруча. Упоминается украшенный жемчугом венок.

Власяница – одежда из грубой шерстяной ткани; носилась непосредственно на теле.

Волосник – женский головной убор в виде шапочки, одевавшийся непосредственно на волосы, под другие детали головного убора. Известны археологические находки волосников, выполненных в технике плетения из шелковых нитей. В завещаниях упоминаются шелковые волосники.

Вотола (волота) – грубая шерстяная ткань и верхняя одежда из такой ткани. В Духовной грамоте Дмитрия Донского упоминается «сажена» вотола, что свидетельствует о том, что вотола не обязательно была простой одеждой, употреблявшейся только низшими слоями населения.

Вошвы – вставки, вшивавшиеся в различные виды одежды, расширявшие силуэт. Чаще всего расшиты золотными и серебряными нитями, иногда имеют вышивку жемчугом.

Глухая одежда – одежда, не имеющая разреза спереди, скроенная из цельных полотнищ ткани.

Голицы (галицы) – кожаные рукавицы. В письменных источниках XVII в. упоминаются козловые голицы, то есть сшитые из козлиной кожи.

Горлатная шапка – шапка с высокой тульей, сшитая из горлышек, атрибут знатных людей XV–XVII вв.

Гривна – шейное украшение. Находки шейных гривен широко распространены в древнерусских погребениях X–XIII вв. Наиболее ценные гривны изготавливались из золота. Упоминаются как атрибут княжеского костюма в завещании XIV в.

Дороги – узкие и длинные куски ткани, использовавшиеся для пошива кафтанов, летников и других видов одежды XV–XVII вв.

Дощечки-бральницы – дощечки для изготовления ткани небольшой ширины (лент), с отверстиями, через которые пропускались нити; при переворачивании дощечек получалось переплетение.

Дробницы – драгоценные металлические накладки на одежду.

Душегрея – короткая женская одежда без рукавов. Иногда подбивалась мехом.

Епанча – плащ без рукавов. Епанчой могли называть и покрывало. В завещании XVII в. упоминается епанча ногайская из бумажной ткани синего цвета.

Жемчуг – наиболее часто употребляемый материал для декорирования одежды и украшений. Источники XIV–VII вв. называют различные сорта жемчуга, в том числе привозной гурмыский (бурмыжский), зерна которого отличались крупным размером, и новгородский. Жемчужные зерна сортировались по качеству и размеру, дорогие наиболее крупные включались в состав драгоценных украшений и вышивки. Некоторые завещатели оставляли своим родственникам жемчужные зерна, иногда исчислявшиеся тысячами.

Жиковины – драгоценные перстни-печатки или щитки таких перстней.

Запушье подволочное – вероятно, отделка, обшивка края подволоки. Упомянуто запушье, выполненное из камки, расшитое жемчугом и дробницами. Упоминаются также одежды, подпушенные различными видами ткани, например, кафтан, подпушенный цветным атласом.

Запястье – съемное украшение рукава в виде полосы ткани, украшенной жемчугом, вышивкой.

Зарукавье – то же, что и зарукавье, украшалось жемчугом и вышивкой.

Зендень (занданечи) – ткань, вырабатывавшаяся в VII–XI вв. в селении Зандана в окрестностях Бухары

Зипун – мужская распашная одежда XV–XVII вв., одевавшаяся под кафтан

Золотное шитье – вышивка серебряно-позолоченной нитью, спряденной на шелковую или льняную основу.

Зуфь – вид шерстяной ткани, встречается в письменных источниках XV–XVII вв. Употреблялась для пошива опашней, охабней, кафтанов и другой верхней одежды, различных цветов – желтого, лазоревого, светло-зеленого, красного. В завещании XVI в. встречаются «зуфь ценинна ангурская».

Кабат – в XIV в. – рабочая одежда ремесленника, позднее – домашняя мужская одежда.

Камилавка – шапочка без полей, носимая духовенством под клобуком. Упоминаются камилавки черного и зеленого цвета.

Камка – шелковая ткань с узорами.

Камка – шелковая, полушелковая или льняная ткань с крупными узорами

Каптур – в XVI–XVII вв. женский уличный головной убор, округлый с лопастями-наушниками, с завязками, либо убор в виде капюшона. Упоминается соболий каптур.

Кафтан – верхняя мужская (преимущественно) и женская одежда. В письменных источниках XV–XVII вв. упоминаются холодные кафтаны и кафтаны, утепленные мехом песца, лисы, куницы, соболя, белки, зайца. Иногда кафтан изготавливался из простеганной ткани. Чаще всего упоминаются кафтаны из камки. Известны также кафтаны из бархата, тафты, атласа, китайки, «саржаной» кафтан, черного, зеленого, красного, синего цвета, а также разноцветной ткани. Встрачаются дорогильные кафтаны – сшитые из кусков шелка, например, кафтан, у которого «дороги полосы червчаты и цветны», то есть, сшитый из полос малинового и разноцветного шелка. Иногда описания довольно подробные, позволяющие более детально представить внешний вид этой одежды. Например, кафтан сшитый из червчатого (ярко-малинового) бархата и шелка зеленого цвета с голубыми звездами, с 13-ю пуговицами; кафтан, сшитый из белокругчатой камки (то есть из камки с узором из кругов белого цвета) с аламами и отделкой кружевом, украшенным золотной вышивкой. Упоминаются кафтаны с косым воротом, то есть скроенные с застежкой сбоку («турские»). Количество пуговиц на кафтанах, упоминаемых в завещаниях – от 9 до 14 штук. Кафтаны подпоясывались, встречаются описания кафтанов с цветными шитыми золотом «кушаками». Для обшивок краев кафтана употреблялись ткани другого цвета и качества, тесьма и мех.

Кика – головной убор замужней женщины, передняя твердая часть которого возвышалась надо лбом, имея вид лопаты, копытца или рогов; кика украшалась поднизями в налобной части и на висках

Киндячный – сшитый из ткани чаще всего красного цвета, бумажной или шелковой. Термин встречается в источниках XVII в.

Кисея – тонкая хлопчатобумажная ткань. Встречается в документах XVII в.

Китайка – простая бумажная ткань, изготовленная в Китае. В завещании XVI в. упоминается «китаешный долгий» кафтан крапивного цвета.

Кожух – в XII–XV вв. мужская и женская верхняя теплая одежда из кожи и меха. Встречаются упоминания кожухов, сшитых их лисицы, соболя, куницы и белки, верхняя часть выполнялась из камки, бархата и зендени. Нарядные кожухи украшались аламами, жемчугом.

Кокошник – женский головной убор с твердой основой, упоминается в письменных источниках XVII в.

Колпак – мужской головной убор, распространенный в XIII–XVII вв. Как правило, это была шапка с заломленным свисающим книзу верхом. В завещаниях упоминаются колпаки двух типов – русские (или «здешние») и ордынские. Колпаки имели отвороты (полки), декорировавшиеся жемчугом и пуговицами. Снизу подшивалась подкладка из тафты или другой материи. В одном из завещаний XVII в. упоминается колпак «столбун полки сажоны жемчугом гурмыским».

Колты (колтки) – в XI–XIV вв. драгоценное женское украшение, составная часть височных украшений; по археологическим находкам известны колты различных форм – округлые, звездчатые, в виде полумесяца.

Корзно – в XII–XV вв. мужская наплечная одежда в виде накидки.

Кортел – женская верхняя долгополая одежда с меховой подкладкой, по покрою близкая к летнику. В крое кортела использовались вошвы. Для пошива использовался мех белки, куницы, соболя, горностая, песца, кошки, верхний слой шился из камки, тафты, бархата. Кортелы могли быть очень нарядными, изготавливаться из драгоценных тканей и украшаться золотным шитьем. Например, в завещании князя Оболенского упоминается кортел «тафта ала венецейска на чеверех на песцовых, вошвы бархат вишнев з золотом». Упоминается в письменных источниках XI–XVI вв.

Косник (накосник) – украшение косы в виде, лент, шнуров, различных подвесок.

Косы – в XI–XIV вв. женские височные украшения либо собственно девичьи косы с комплексом украшений.

Котыга – в XI–XIV вв. шерстяная одежда типа рубашки или хитона.

Коц – вид плаща, в XIV–XV вв., скорее всего, атрибут княжеского костюма.

Крест – христианский атрибут, носился не только под одеждой, но и поверх нее. Характерный элемент русского средневекового костюма, часто включавшийся в состав нагрудных украшений, иногда по несколько экземпляров.

Кружево – вид тканого ил плетеного декора. В XV–XVII вв. кружевом украшались разнообразные верхние одежды, в том числе и тяжелые, иногда кожаные, с меховой опушкой или подкладкой. Упоминаются украшенные кружевом кожухи, шубы, кафтаны. Дорогое кружево, украшенное золотными и серебряными нитями и жемчугом, использовалось многократно, его спарывали со старой одежды и перешивали на новую. Хорошее кружево изредка включалось в завещания.

Кунтуш (контуш) – в XV–XVII вв. польская одежда типа укороченного кафтана; в XVII в. использовалась представителями служилого сословия в России.

Куфтерь – вид восточной ткани, упоминается в документах XVII в.

Кушак – пояс. Упоминается бумажный белополосатый кушак в завещании XVII в.

Летник – в XV–XVII вв. распространенный вид долгополой женской одежды. Упомянутые в завещаниях летники сшиты преимущественно из камки, но есть летники из тафты, атласа, мухояра, зуфи, куфтери, объяри. В крое летника использовашись вошвы, часто выполнявшиеся из ткани другого качестве и цвета, например, «камка червчата с круживом, вошвы бархат зелен», «камка желта вошва аксмит багрян». Были и «дорогильные» летники, которые шились из отдельных полос ткани.

Луда – в XI–XV вв. мужской плащ, возможно, из драгоценной ткани, с использованием золотных нитей.

Манатья – в XI–XV вв. накидка, использовавшаяся духовенством.

Манисто (монисто) – женское шейное украшение. В XV–XVII вв. состояло в основном из предметов религиозного культа – крестов, иконок, а также металлических пронизок, подвешивавшихся на гайтане или леске. Известно манисто, включавшие в себя 5 иконок, 7 крестов и 13 серебряных пронизок.

Мантель – в XII–XIV вв. в Западной Европе длиннополый плащ, полы которого стягивались шнурком, цеплявшимся за застежку (аграф).

Ментеня – мужская верхняя одежда безрукавная или с рукавами, с рядом пуговиц (10–14 штук), носившаяся внакидку. Имела меховую подкладку из белки, лисицы, соболя. Верхяя часть выполнялась их камки, атласа.

Миткаль – суровая тонкая хлопчатобумажная ткань.

Мухояровый – из мухояра – азиатской ткани, бумажной с шелком или шерстью. Термин встречается в документах XVI–XVII вв.

Мятль – в XII–XIV вв. мужская накидка, плащ.

Нагрудник – вероятно, плечевая одежда, закрывавшая грудь, с пуговицами.

Накапки – верхняя женская одежда с широкими длинными рукавами, либо сами длинные рукава. Украшались жемчугом. Термин встречен в документах XVI–XVII вв.

Наплечки – в драгоценной одежде XV–XVII вв. деталь, украшавшаяся жемчугом и драгоценными камнями.

Нашивка – драгоценная нашивная деталь одежды, например, «соболья нашивка золотная».

Ноговицы (наговицы) – в XIV–XVII вв. мужская одежда для ног, с наколенниками. Упоминаются дорогильные, скроенные и несшитые ноговицы. Шились из камки, наколенники украшались золотной и серебряной вышивкой.

Обруч – женское украшение из серебра или золота. Из контекста завещаний XV–XVII вв. не ясно, что это за украшение, возможно, это браслеты или головной убор.

Однорядка – распространенный тип верхней женской и мужской одежды типа кафтана, с прямым запахом и рядом петель и пуговиц, от 11 до 14 штук, либо на шнуры с кистями. Наиболее часто упоминаемый источниками тип одежды. Однорядки шили преимущественно из сукна, в том числе дорогого привозного английского и фряжского, из скорлата, разно-

образных цветов, а также из бумажной ткани. Письменные источники отражают цветовое разнообразие этой одежды – однорядки красные, багровые, вишневые, лазоревые, зеленые, светло-зеленые, серые, черные, белые встречаются в текстах завещаний. Пуговицы однорядок часто были украшены жемчугом, драгоценными камнями и позолотой, иногда перламутровые. Если в XV в. упоминается всего 1 раз, то в XVI в. таких упоминаний уже 30.

Ожерелье – наиболее распространенный вид женского украшения. Состояло преимущественно из жемчуга, драгоценных камней, цепочек, пуговиц. Ожерельем также называли и пристяжные воротники как к женской, так и к мужской одежде, также украшенные жемчугом, с пуговицами. Термин встречается в письменных источниках начиная с XV в.

Ожерелье бобровое – съемный бобровый воротник.

Онучи – обмотки ног.

Опашень – верхняя мужская и женская одежда рядом пуговиц и петель (9–13 рядов), носившаяся внакидку или в рукава. Упоминается двурядный опашень (XV в.), возможно, в смысле «двубортный». Для пошива опашней употреблялась ткань более грубая, чем для однорядки, в частности, зуфь – суровая шерстяная ткань. Известны также опашни из бархата, камки, объяри, скорлата. Цветовая гамма опашней весьма разнообразна, для них использовались ткани красного, желтого, зеленого, лазоревого, голубого оттенков. Пуговицы для опашней употреблялись менее хрупкие, преимущественно серебряные гранчатые, грушевидные, украшенные позолотой и чернью.

Основа (нити основы) – долевые (продольные) нити ткани

Охабень – в XIV–XVII вв. вид мужской и женской верхней одежды, носившейся внакидку, с рядами петель и пуговиц. Также как и опашень, шился из плотной шерстяной ткани, преимущественно зуфи, однако иногда использовался и бархат. Пуговицы пришивались серебряные. Различия между охабнем и опашнем, вероятно, были с способе ношения и в деталях кроя. По данным этнографии, охабень имел большой воротник и длинные рукава с прорезями для рук. Опашни же шили с длинными узкими рукавами и одевались в рукава.

Очелье – в XI–XVII вв. девичий головной убор в виде повязки или передняя часть головного убора.

Паволока – в XII–XIV вв. драгоценная ткань (атлас, парча).

Парча – плотная ткань, вытканная с использованием золотных и серебряных нитей.

Переперы – в XVI–XVII вв. шпильки для скрепления деталей головного убора («кичные») или других частей одежды. Украшались жемчугом, драгоценными камнями, иногда изготавливались из позолоченного серебра.

Перстни – традиционное женское и мужское украшение рук. Драгоценные золотые и серебряные перстни, передававшиеся по наследству, украшались жемчугом, драгоценными камнями: сапфирами (яхонты), рубинами (лалы), изумрудами, халцедонами (перелефть).

Платье – обозначение одежды вообще. Начитает встречаться в завещаниях с XV в. наряду с термином «порты». С XVI в. становится основным для обозначения одежды, тогда как слово «порты» используется только в значении «мужские штаны».

Повойник – головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки или платок, «повивавший» голову женщины поверх головного убора.

Подволока – вид женской одежды типа плаща. Известны подволоки из камки разнообразных цветов – зеленого, желтого, белого, красного, с золотным узором. Термин встречается в завещаниях XV–XVI вв.

Поднизи – украшения головного убора в виде подвесок, снизанных из жемчуга, бусин, украшавшие края головного убора, свисавшие на лоб и виски.

Подубрусник – часть женского головного убора, одевавшаяся под убрус.

Позумент – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма

Полукафтанье – разновидность мужской одежды типа кафтана.

Понева – в XI–XV вв. шерстяная ткань, в XVIII–XIX вв. женская набедренная одежда в виде несшитых полотнищ ткани или одного куска ткани, чаще клетчатой.

Портки – мужская одежда для ног, штаны.

Порты – в XI–XIV вв. общее название древнерусских одежд, в XV–XVII вв. мужские штаны.

Пояс – деталь мужской и женской одежды. Чаще всего упоминается как атрибут мужского костюма, изготовленный из кожи или тканой тесьмы, с металлическими украшениями – накладками, цепочками. К поясу подвешивались сумки – «мошна», «калита». В завещаниях князей XIV в. драгоценные пояса – едва ли не самый частой завещаемый элемент костюма, тогда как в завещаниях XVI–XVII вв. пояса упоминаются редко. Княжеские драгоценные пояса изготавливались из набора золотых или серебряных ременных бляшек, прикреплявшихся к ремню из кожи или тесьмы. Цвет ремней мог быть различным – синим, красным, черным. Пояса, изготовленные мастерами, передавались несколькими поколениями русских князей. Их судьбу можно проследить по завещаниям XIV в. Среди поясов упоминается старый новгородский и фряжский.

Приволока – вероятно, то же, что и подволока, хотя в отличие от подволоки шилась с использование меха.

Пронизки – металлические бусины. Входили в состав ожерелий.

Пуговицы – драгоценные пуговицы из золота и серебра с жемчугом и камнями передавались по наследству довольно часто.

Распашная одежда – одежда с разрезом спереди.

Риза – одежда священнослужителя.

Рубашка – нижняя или верхняя домашняя женская и мужская одежда.

Рукавицы – упоминаются единожды в тексте завещания XVI в.

Ряса – то же что и риза, одежда духовенства черного цвета.

Рясна – в XI–XIV вв. драгоценные височные украшения женского головного убора, свисавшие вдоль лица; известны рясна, выполненные из цепочек, колодочек, колоколовидные, оканчивающиеся колтами; в XV–XIX вв. жемчужные, бусинные поднизи к головному убору.

Рясы – жемчужное украшение головного убора, поднизи, украшались драгоценными камнями.

Саженье – общее название украшений из жемчуга, либо одежд, украшенных жемчужной вышивкой, либо собственно жемчуга.

Самит – двухслойная шелковая ткань, вырабатывавшаяся в XI–XIII в. мастерских Византии и Ближнего Востока.

Сапоги – вид мужской и женской кожаной обуви с высоким голенищем.

Сарафан – в XIV–XVI вв. мужская распашная одежда, в XVII–XX вв. женская лямочная одежда, преимущественно крестьянская.

Сарафанец – мужская одежда с пуговицами. В завещании XVI в. упоминается шелковый сарафанец с 23 пуговицами.

Саржа – ткань саржевого переплетения. В XIX–XX вв. употреблялась в основном для подкладки. Также под саржей в XIX–XX вв. понималось домотканое полотно с шерстяной основой и льняным утком. В завещаниях XVI в. упоминается холодный кафтан «саржаной» вишневого цвета.

Сафьян – тонко выделанная кожа, выделанная из шкур коз и овец, различных цветов.

Свита – в XII–XVI вв. верхняя распашная мужская одежда приталенного силуэта. Изготавливалась из толстой шерстяной ткани («свита вотоляна»).

Сермяга – в XV–XIX вв. одежда из грубой некрашеной ткани. Для нее характерно отсутствие цветовых обозначений. Сермяги были самой простой одеждой, характерной для низших слоев населения. В средневековых завещаниях упоминаются в основном как одежда холопов.

Серьги – традиционное женское ушное украшение. Обычно завещания характеризуют материалы, из которых изготавливались серьги – серебро, золото, жемчуг различных сортов, драгоценные камни, но встречается и характеристика формы – одинцы, двойчаты, тройные. Для XIV в. серьга – исключительно мужское княжеское украшение. В дальнейшем они становятся преимущественно женским украшением. Количество упоминаний серег резко возрастает в источниках XVI в.

Скорлат (скарлат) – в XIII–XVII вв. западноевропейская ткань (сукно) красного цвета.

Скроек – детали кроя, несшитая одежда.

Сорочица, сорочка – в XI–XVII вв. нижняя мужская и женская одежда. В завещаниях XVI–XVII вв. встречены почти исключительно нарядные сорочки красного цвета, с рукавами, отделанными жемчугом, с серебряными пуговицами.

Спорок – кусок ткани, спарывавшийся со старой одежды и использовавшийся повторно. Спарывались детали из дорогих тканей – камки, атласа.

Столбунец – в XVI–XVII вв. высокий женский головной убор, суживающийся кверху.

Страфил – род ткани. В одном из завещаний XVI в. упоминается однорядка «лазорева настрофилна».

Сукно – шерстяная ткань полотняного переплетения, на поверхности которой волокна шерсти сбиты, переплетены, что придает ткани дополнительную плотность.

Таблион – в Византии нашивка на плаще, отражавшая знатное происхождение носителя плаща, символ императорской власти.

Тафта – шелковая глянцевая тонкая ткань, но при этом очень плотная, из очень туго скрученных нитей.

Тегиляй – в XV–XVII вв. мужская одежда, одевавшаяся под доспех. Завещались достаточно нарядные тегиляи, сшитые из толстого бархата, камки, бязи, мухояра, атласа. Украшенные золотным шитьем, опушенные мехом горностая. Для нарядных тегиляев характерен красный цвет.

Телогрея – в XV–XVII вв. верхняя женская нарядная распашная одежда со множеством пуговиц.

Терлик – в XIV–XVII вв. мужская распашная приталенная одежда, употреблялась как военная и церемониальная одежда, одежда для верховой езды, с пуговицами. Упоминаются терлики «халдрячены» – скорее всего, со складками, борами (от нем. фалды – сборки, складки), закладывавшимися у пояса. Для пошива терликов использовались тафта, атлас, камка, бязь различных цветов – голубого, красного, вишневого, багрового, светло-зеленого, зеленого, белого. Терлики шились и из простеганных деталей, полностью, или частично, например, упоминается терлик с простеганными плечами. Нарядные терлики украшались кружевом и нашивками – аламами.

Тесьма – тканая лента, употреблявшаяся для декорирования одежды.

Торлоп – в XVII в. женская верхняя одежда из меха белки, куницы, бобра, кошки. Покрой торлопа неизвестен, однако в нем использовались вошвы. Украшался торлоп золотным и серебряным шитьем.

Треух – в XVII в. уличный головной убор наподобие ушанки.

Туникообразная одежда – одежда, скроенная из одного полотнища, сложенного пополам.

Убрус – женский полотенчатый головной убор, головное покрывало.

Усерязи – височные украшения древнерусского женского головного убора.

Уток (нити утка) – поперечные нити ткани.

Ферезь (ферязь, ферезея) – в XV–XVII вв. мужская верхняя одежда, долгополая, с откидными длинными узкими рукавами с прорезями. Ферези шились из нарядных тканей (камки, шелка) и подбивались мехом куницы, белки. Упоминаются стеганые ферези, сшитые из камки, с бумажной подкладкой. Становится популярной одеждой к XVII в.

Фибула – металлическая застежка, использовалась в Европе для застегивания наплечной одежды в раннем железном веке и средневековье

Фофудья – в XI–XII вв. драгоценная ткань восточного происхождения (золототканая), а также, вероятно, одежда духовенства.

Цепь (чепь) – мужское украшение из драгоценных металлов – золота и серебра. Обычно цепи различаются по способу изготовления (врана, огнивчата). Как атрибут княжеского костюма наиболее часто встречается в завещаниях князей XIV в., хотя в дальнейшем остается популярным украшением мужского костюма. На цепях подвешивались кресты, панагии, иконки.

Чело (очелье) – передняя, вызвышавшаяся надо лбом часть головного убора, либо убор типа диадемы. Упоимнается в документах XIV–XVI вв., например, «чело кичное», чело «золото с яхонты и с жемчуги и с плохим каменьем».

Чепец – женский головной убор в виде округлой шапочки.

Чоботы – вид обуви, термн встречается в документах XVII в.

Чупрун – в XIV–XVII вв. женская верхняя одежда типа приталенного кафтана.

Чюга (чуга) – в XVI–XVII вв. вид долгополого кафтана. Упоминаются чюга золотная и камчатая.

Чюлки (чулки) – одежда для ног. В документах XVII в. упоминаются чулки мужские лазоревого цвета.

Шап – в средневековой Европе плащ, выкраивавшийся в виде круга или полукруга, с разрезом спереди.

Шапка – традиционный вид головного убора, как мужского, так и женского, из меха и ткани. Нарядные шапки шили из разноцветных тканей – камки, бархата, лисьего, беличьего, соболиного меха, украшались кружевом, жемчугом. Один раз упоминается горлатная шапка – меховая шапка с высокой тульей. Упоминаются и более простые шапки из сукна, бурого и черного цветов. Употреблялись казанские шапки – возможно, особого покроя. Золотая шапка, передававшаяся по наследству несколькими поколениями князей XIV в., упоминающаяся в завещаниях, являлась для них главной инсигнией. Из завещаний XV в. она уже исчезает.

Шлык – капюшон. В XVII в. поминаются шлыки из бархата и сукна, украшенные кистью.

Шляпа – мужской головной убор, упоминается в письменных источниках вместе с зернами жемчуга, предназначенными для ее украшения.

Шуба – распространенный в XII–XVII вв. вид верхней женской и мужской одежды. Бытовали шубы, верх которых был выполнен из ткани, и голые (нагольные) шубы, у которых верх был не покрыт тканью. Мех для шуб использовался самый разнообразный – белки, куницы, соболя, горностая, лисицы, рыси, барана и даже кошки. Один раз упоминается «карсачья» шуба – из меха корсака – небольшой лисицы, обитающей в киргизской степи. Иногда шубы сшивались из отдельных частей шкурок животных, например, со спинки («хрептовые») или брюшка («на черевех», черевьи бельи) белки, брюшка соболя («пупки собольи»), горла лисицы («горлатная лисья»), «пахи рысьи». Для изготовления верха шубы использовались разнообразные виды тканей – камка, мухояр, сукно, скорлат, но нарядные шубы чаще всего шили из бархата, украшали кружевом, золотным шитьем. Расцветки шуб очень разнообразные. Иногда описания шуб достаточно подробны, чтобы представить их внешний вид, например, «на соболех камка червчате земли, шолк лазорев да жолт да багров, да звездки черны, 11 пугвиц серебряных грановитых» из завещания князя Оболенского. Упоминаются русские и татарские шубы, импортные западноевропейские шубы. В качестве застежек использовались серебряные пуговицы, до 14 штук.

Шубка – в XV–XVII вв. женская длинная широкая одежда с зауженными рукавами. Для шубки в источниках XVI в. используются в основном цветовые характеристики – зеленая, муравно зеленая, светло-зеленая, рудожелтая, червчатая. К XVII в.относится упоминание суконных шубок. Еще называется происхождение тканей, либо готовой одежды (лунская, фряжская), поэтому не исключено, что в данном случае шубкой называли какую-то привозную одежду.

Шушун – в XVII в. верхняя женская одежда.

Юбка – в XV–XVII вв. женская набедренная одежда, в том числе на лямках.

Юфть – вид мягкой кожи, выделанной из шкуры быка или коровы.

Якыпт – в XII–XIV вв. войлочный плащ.